Главная » 2014 » Декабрь » 27 » Проект "О чтении языком плаката !"
19:16
Проект "О чтении языком плаката !"

 

Организация проектной деятельности учащихся – одно из направлений работы современной школы. За последние годы осуществлено бесчисленное множество проектов – интересных и разных – по направленности, по смыслу, по содержанию; проектов информационных, исследовательских, творческих, прикладных. Но, несмотря на весь наработанный опыт, на курсах повышения квалификации не обходится без вопроса о проектной деятельности учащихся.

Мы открываем рубрику «Проектная площадка» и на страницах нашего журнала будем предлагать Вам, нашим читателям, идеи проектов и материал для их осуществления. Попробуйте эти идеи реализовать! И прислать нам для публикации материалы о проделанной работе.

Итак, проектирование всегда направлено на достижение результата, следовательно, ученик (и):

  • ищут / создают / придумывают что-то новое (1) (Неважно, что это возможное новое нередко является таковым именно для самих участников!);
  • работают над проектом в конкретное время и в конкретных условиях, следовательно, учитывают внешние обстоятельства;
  • создают некий продукт (3).

 

ПРЕДСТАВЛЯЕМ ПРОЕКТ «О ЧТЕНИИ ЯЗЫКОМ ПЛАКАТА!»

 

Не секрет, что очень-очень многие современные дети (да и многие из молодые родители), скажем мягко, не слишком любят читать, и как следствие, читают мало. Можно ли привлечь к чтению современных школьников? Как? Какими средствами? (Проблема: … ? … .)

В последние годы несколько издательств, например, «Эксмо» проводило конкурсы плакатов, посвященных чтению. Плакат, как известно, средство агитации. Можно ли с помощью специальных плакатов повысить интерес / … / привлечь внимание к чтению учеников разных классов? (Гипотеза: … ? … .) Как воспринимают ученики агитационные плакаты? Могут ли подобные материалы вызвать реакцию противоположную ожидаемой? (Объект исследования: … ? … .) Какие мысли и чувства вызывают у учеников конкретные плакаты (Предмет исследования: … ? … )

Рассмотрим примерное содержание проекта.

  1. Сбор материалов по проблеме.

Предлагаем провести социологический опрос учащихся 4—5 классов и 6—9 классов. Учащимся 4—5 классов предстоит рассмотреть семь конкретных плакатов, учащимся 6—9 классов – десять конкретных плакатов. В опросных листах (см. с. 00) плакаты указаны под номерами. Четыре плаката (№№ 3, 4, 6, 7) общие для всех возрастных групп. В данном исследовании принципиально важно проанализировать именно эти отобранные нами материалы, чтобы сравнить результаты, полученные в разных школах разных регионов страны.

Оригиналы плакатов можно найти в сети Интернет, воспользовавшись поисковой системой Яндекс – плакаты о чтении. (Мы взяли по одному примеру из нескольких дизайнерских серий.)

В первой части опросного листа школьникам предстоит оценить содержание с позиции «нравится – не нравится»:

Этот плакат мне

очень нравится

нравится

не нравится

совершенно

не нравится

 

 

 

 

и высказать собственные суждения:

Я считаю, что этот плакат

может привлечь моих ровесников к чтению книг

не может привлечь моих ровесников к чтению книг

может оттолкнуть моих ровесников от чтения книг

 

 

 

Безусловно, мотивы одних и тех же оценочных суждений могут быть разными, как впрочем, сходные мотивы могут привести к разным оценкам. В данном случае интерес представляют именно сами оценки.

Объяснить или прокомментировать свое мнение ученики могут во второй – открытой – части опросного листа: «Напишите своё мнение об увиденных плакатах. Назовите, какие мысли и чувства они у тебя вызвали».

В третьей – заключительной – части вновь сбор статических материалов:

Как ты думаешь, можно привлечь к чтению с помощью:

Да!

Скорее да…

Скорее нет…

Нет!

увиденных плакатов?

 

 

 

 

других плакатов?

 

 

 

 

Отметим, что при желании можно расширить число опрашиваемых и предложить поучаствовать в проекте, например, родителям, учителям, в том числе родителям и учителям разных возрастных групп. (Интересно, насколько схожими или, наоборот, разными будут их оценки агитационных материалов.)

Перед началом заполнения опросных листов (их можно скопировать со страниц журнала) желательно показать цветные плакаты на экране.

  1. Обработка материалов по проблеме.

На следующем этапе необходимо обработать собранные материалы и выявить оценочные суждения о каждом из предложенных плакатов в разных возрастных группах; выявить «плакаты-лидеры» и «атусайдеры». Интересно сравнить оценки плакатов №№ 3, 4, 6, 7, сделанные учениками разных классов.

Интересно проанализировать открытую часть опроса – собственного суждения учеников.

Далее следует выяснить, какое мнение преобладает: можно ли привлечь к чтению с помощью плакатов, этих или других. Далее можно либо завершить исследовательскую часть проекта, либо продолжить его.

  1. Разработка агитационных плакатов по чтению.

Это возможная следующая часть проекта, в которой могут принять участие новые участники – желающие придумать / разработать и создать собственные агитационные материалы. В этом случае целесообразно выработать критерии будущих плакатов (1), можно заранее продумать где – в библиотеке / классной комнате / рекреации / зимнем саду можно и (или) необходимо их разместить (2), и, например, в связи с местом их размещения продумать содержание (3). И, наконец, придумать (5) и изготовить плакаты (6), организовать их представление авторами (7).

Возможно, ученики предложат другие – малые – формы печатной наглядной агитации – книжные закладки, открытки т.д.

  1. Подготовка и представление результатов проделанной работы над проектом «О чтении языком плаката!».

 

Срок реализации проекта «О чтении языком плаката!»: январь – апрель 2013 г. Ждем ваши материалы!

Материалы – первые результаты работы над проектом (обработанные статистические данные и их анализ, и новые агитационные материалы, ваши комментарии и впечатления о проделанной работе), – присланные до 1 мая 2013 года, будут опубликованы уже в июньском номере журнала.

 

Приложение

Словарь терминов

Плакат (нем. Plakat от фр. Placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в ашитационных, рекламных, информационных или учебных целях. В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий». Данная формула отражает определенный уровень графического дизайна и информирует о предмете коммуникации.

К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста плакаты важным является шрифт, расположение, цвет.

Социальная реклама — выходит за рамки экономических задач, направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей: популяризация здорового образа жизни среди населения; поддержка незащищённых слоёв населения; борьба с загрязнением окружающей среды; популяризация общественных организаций и фондов, целью которых является помощь окружающим людям, в частности детям.

Антиреклама — информация, призванная не поднимать, а уменьшать интерес, либо дискредитировать товары, предприятия, товарные знаки.

 

Категория: Для учащихся | Просмотров: 725 | Добавил: TanyNosova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]