Советуем прочитать

Марина Нефедова (составитель). «Душа вашего ребенка. 40 вопросов родителей о детях»

Когда книжный рынок предлагает такое изобилие литературы по возрастной психологии, кажется, можно решить любую проблему воспитания, купив очередной бестселлер. Но стоит признать, что качественных книг отечественных авторов, написанных про детей и родителей, живущих в современной России и страдающих от несовершенства окружающего их социума, практически нет. И в этом уникальность «Души вашего ребенка». На 40 вопросов родителей ответили 28 самых разных экспертов — от обожаемого московской интеллигенцией семейного психолога Людмилы Петрановской до преподавателя литературы Леонида Клейна, директора сети детских садов «Семь гномов» Дмитрия Тюттерина и просто опытных педагогов, психологов и многодетных родителей. Среди них, в силу специфики издательства, много представителей Русской православной церкви, но, надо отдать им должное, вопросы духовности рассмотрены ими вполне по-светски.

Издательство «Никея», 2014 г.

 

Стив Биддалф. «Не сажайте детей в холодильник»

Система воспитания Биддалфа преследует одну цель: помочь родителям искоренить в себе деструктивное поведение, то есть прекратить обидные и унизительные высказывания как форму контроля над поведением ребенка. Психолог в развлекательной форме рассказывает об альтернативных вариантах, чтобы сбитые с толку родители знали, как себя вести. Воспитывать детей не учат в школах и институтах, поэтому на подсознательном уровне все повторяют модель, заложенную родителями. «Я уверен: когда вы кричите на своих детей в пылу ссоры, вы ловите себя на мысли: “Боже, то же самое говорили мои родители, и я ненавидел их за это!”» — пишет автор. Каждый раз, когда мы используем определенные речевые модели, мы проникаем в подсознание детей и программируем их на всю жизнь, часто помимо собственной воли.

 

Издательство «РИПОЛ классик», 2013 г.

 

 

 

Юлия Гиппенрейтер. «Родителям: книга вопросов и ответов»

Последняя по времени написания книга автора — это сжатый пересказ бестселлеров «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?», только нацеленный на практическое решение конкретных проблем. Этот труд станет палочкой-выручалочкой, когда на изучение фундаментальных пособий нет времени — в сложных житейских ситуациях. Например, Гиппенрейтер дает краткие ответы на такие вопросы: «Что говорить детям, когда в семье горе?», «Могут ли дети присутствовать на похоронах?», «Можно ли поощрять деньгами?», «Как помочь преодолеть страх?», «Как не кричать на детей?» и т. д. Вот пример того, как автор отстаивает право ребенка на «секреты» и возможность побыть одному: «Нужно быть деликатными. Когда мы общаемся с друзьями, мы не обращаемся к ним с грубыми расспросами, не “лезем к ним в душу”. А ребенок прежде всего наш друг. Поэтому постараемся уважать то, что его интересует и волнует, ни в коем случае не задевая его, не принижая его переживаний. Жизнь с ребенком требует от нас исключительной тонкости. И это отличный повод для развития нашей собственной человечности». Эти слова, пожалуй, наилучшим образом характеризуют подход к детям самой Гиппенрейтер.

Издательство «Астрель», 2012 г.

 

Памела Друкерман. «Французские дети не плюются едой»

Эту нашумевшую книгу стоит прочитать хотя бы ради того, чтобы поддержать беседу с подругами. Секреты воспитания из Парижа не имеют ничего общего с творениями популярной детской психологии, книгу скорее можно отнести к художественной литературе. Принципы, сами собой разумеющиеся во Франции, звучат революционно для всех прочих народов. На первый взгляд, француженки почти не тратят усилий на воспитание, но их результаты невероятны: дети спят всю ночь уже с двух месяцев, а с трех начинают ходить в ясли; они безоговорочно слушаются родителей и идеально ведут себя за столом. А парижанки выглядят безупречно и расслабленно, не жертвуя «взрослой жизнью». Во многом, конечно, это происходит благодаря государству, озабоченным благополучием многодетных семей, но какие-то общие принципы воспитания вполне можно взять на вооружение.

Издательство «Синдбад», 2012 г.

Найджел Латта. «Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума»

Новозеландский детский психолог Найджел Латта считается специалистом по «безнадежным» случаям. К таким обычно обращаются, когда семья стоит на грани распада, а мысль о возвращении домой становится родителям невыносимой. Латта убежден: родительство не только может, но и должно приносить удовольствие. Он предлагает четкие и доступные инструкции, как вести себя, когда ситуация вышла из-под контроля, или, попросту говоря, дети сели вам на шею. Если верить автору, все проблемы воспитания, над которыми веками бьется человечество (сон, еда, капризы, непослушание и открытая агрессия), можно решить за несколько дней, максимум — недель. И без ущерба для детской и родительской психики. Надо только быть последовательным, терпеливым, уверенным в себе и четко следовать рекомендациям. Его основной принцип: «Если вы не ставите своим детям никаких границ, вы идиот». Детям нужны границы, так им спокойнее и комфортнее в этом мире.

Издательство «РИПОЛ Классик», 2012 г.

 

Мадлен Дени. «Сон вашего ребенка: советы и хитрости на каждый день». Из серии «Сделать счастливыми наших детей»

 

Доказано, что здоровый сон благотворно влияет не только на правильное развитие ребенка и работу его нервной системы, но и является решающим фактором для психического здоровья родителей и гармоничных отношений в семье в целом. Поэтому проблему сна необходимо решать сразу, уверенно и грамотно, вооружившись качественной литературой. Французский психолог Мадлен Дени не сторонник жестокого и небезопасного метода «дать проораться», близкого некоторым европейцам. Благодаря ей вы сможете создать собственную систему «сонного воспитания», подходящую именно вам и вашему ребенку. В книге описаны ситуации, типичные для каждого возраста, приведены ясные ответы специалистов на самые частые вопросы родителей, но главное, о детях написано с нежностью, терпением и юмором, чувствуется уверенность автора в том, что все сложности преодолимы. С помощью других экспертов, таких как детский психолог Мари-Ноэль Тарди, медицинский журналист Натали Шапиро и врач-фитотерапевт Луи Тельер, автор делится полезными советами и маленькими хитростями, которые помогут быстрее и легче укладывать ребенка в постель, а всей семье — спокойно спать ночью. Французские специалисты рассказывают, как приучить ребенка засыпать самостоятельно, как быть, если дети часто просыпаются ночью, как совладать с ночными кошмарами и страхами, что делать, если у ребенка энурез, как приучить ребенка к дневному сну и многое–многое другое. Книга адресована родителям детей от 0 до 10 лет.

 

Издательство «Клевер Медиа Групп», 2013 г.

 

Людмила Петрановская. «Если с ребенком трудно»

 

Людмила Петрановская — лауреат премии президента РФ в области образования, известнейший российский детский психолог — всегда стояла особняком от своих коллег, так как занималась особенно сложной темой — проблемой усыновления и адаптации приемных детей. А человек, который может устранить недопонимание в приемной семье, уж точно сможет помочь найти общий язык с родным ребенком. Это книга для родителей, дошедших до так называемого «выгорания», тех, которым особенно тяжело. Тяжело читать заумные книги психологов, разбираться в разнообразии методик и подходов, тяжело обращаться к специалистам, тяжело воспитывать и общаться с детьми. Этот очень позитивный и написанный простым языком труд помогает по-новому взглянуть на взаимоотношения с ребенком, поставить себя на его место и понять причины такого поведения. А главное — не кричать, сохранить спокойствие и мир в семье. В отличие от творений американских авторов этого жанра, в книге нет «воды», все четко и по делу. Все строится на двух идеях: «Когда родителям с ребенком тяжело, ребенку еще тяжелее» и «Счастливая мама — счастливый малыш». Если вы относитесь к противникам книг по возрастной психологии, то Петрановская вам должна понравиться — можно ограничиться только этим ее бестселлером. Тонкая книжка гарантированно принесет положительные изменения в семейные взаимоотношения.

 Издательство «АСТ», 2014 г.

 .

 

Взаимодействие классного руководителя и родителей в воспитании  школьников.

Творческое взаимодействие классного руководителя и родителей в процессе воспитания школьников - одна из главных составляющих успеха и личностного роста детей.

Настоящие, заботливые, вдумчивые родители - главные воспитатели ребенка. К сожалению, многие из них не всегда соответствуют этим требованиям. Классный руководитель организует взаимодействие семьи и школы, ведет педагогическое просвещение родителей, по мере возможности усиливает их положительное влияние на детей и нейтрализует отрицательное.

Собственный опыт работы с детьми  показывает, что родители должны чаще предоставлять своим детям свободу, позволяя им делать ошибки и учиться на них. Все время решая за детей их проблемы, родители часто создают им такие условия, при которых те даже не подозревают, что значит бороться за выживание.

Моя педагогическая практика убедительно доказала, что лучшее время для начала подготовки ребенка к полному освобождению от чрезмерного родительского внимания - раннее детство. "Не так уж сложно позволить ребенку есть самому; несколько сложнее научить его одеваться; возможно, лицо и руки не будут такими чистыми, а головка - опрятной, если он будет умываться и причесываться сам; но если мать не научится сдерживать себя, если она не будет позволять ребенку пытаться, падать, ушибаться и плакать, тем самым она задержит его развитие, и независимость будет отложена", - писал Реншоу.

Процесс постепенного предоставления независимости должен продолжаться и во время учебы детей в младших классах. Пусть в их обязанности входит уборка постели, самостоятельная забота о домашних животных, подготовка уроков без напоминания старших. Хотя отдых дома может казаться родителям "безопаснее", они должны позволять детям уезжать в летний лагерь. Точно так же мальчикам и девочкам следует разрешать оставаться на ночь в доме друзей, куда их приглашают. Одним словом, родителям следует поставить перед собой цель - год от года увеличивать предоставляемую детям степень свободы, чтобы через время, когда дети выходят из-под контроля взрослых, он им уже был бы не нужен.

Конечно, атмосфера семьи прежде всего влияет на самостоятельность ребенка и больше всего определяется семейной нравственностью. Но кроме общей эмоциональной "закваски" существует еще и то, что я называю семейным духом. Эмоциональный склад семьи ощущается сам собой - как мера душевного здоровья семьи, как добрая и легкая аура.

При встрече с родителями иногда я предлагаю проделать для контроля такой эксперимент: проследите за поведением своих домочадцев и запомните или запишите, по какому поводу каждый из них проявил самые сильные эмоции в течение недели. Что это было: раздражение по поводу пересоленного супа, радость от хорошо выполненной работы, ссора на материальной почве? Сложите свои наблюдения за месяц и подведите итог: каких эмоций - положительных или отрицательных - получил ребенок больше? Выводы пусть родители сделают сами.